Для ВБ стало обычным делом менять условия сотрудничества с поставщиками, каждую неделю мы видим новости о том, что поменялись допустимые размеры у товаров, или увеличилась стоимость хранения, доставки или приемки, при этом Вайлдберриз требует участвовать в акциях. Зачастую торговать на таких условиях становится просто не выгодно.
Мы работаем с этим маркетплейсом с 2017 года, и раньше было по другому, совсем по другому… Представляете, у каждого поставщика был свой персональный менеджер, которому можно было позвонить и решить какие-то вопросы. Был телефон поддержки, даже сервис деск на большинство вопросов отвечал в течение нескольких часов. Была возможность присутствовать на приемке своих товаров. Чтобы стать поставщиком, нужно было предоставить документы, подтверждающие, что у тебя есть склад, что есть разрешение на продажу товарных марок. Сертификаты на товары – были обязательным условием входа на площадку, один бренд мог поставлять только один продавец. Да, были определенные барьеры для входа, но и был хоть какой-то порядок, работу можно было планировать.
24 августа 2022 года на портале поставщиков вышла новость о том, что на определенных складах, Вайлдберриз вводит платную приемку, данные изменения коснуться в первую очередь основные склады и сортировочные центры: Коледино, Подольск, Санкт-Петербург (Уткина заводь), Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Электросталь, Казань, Нур-Султан, Крекшино, Крекшино КБТ, Санкт-Петербург КБТ, Электросталь КБТ, Алексин, Краснодар, Санкт-Петербург (Шушары), СЦ. Цены мягко говоря совсем не рыночные, изменения коснулись всех товаров, например теперь приемка спортивного рюкзака будет стоить 300 руб за 1 ед, носки или мелкая бижутерия по 60 руб, стоимость приемки крупной бытовой техники доходит до 3000 руб. С новыми тарифами можно ознакомиться по ссылке
Смеем предположить, что изменения в тарифах связаны первую очередь с переполненностью складов, они забиты, ВБ не может нормально принимать и обрабатывать товары, возвращаются многочасовые очереди на разгрузке. Повышением тарифов на приемку, Вайлдберриз пытается сдержать поставки товаров, чтобы хоть немного разгрузить площади. Но как же так получается, практически каждый год открываются новые склады и СЦ, а мест все равно не хватает? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, за последнее время кол-во поставщиков увеличилось в разы, сняли ограничения, теперь поставлять можно все, что угодно, не нужны никакие сертификаты, не нужен даже бренд, и полилась товарная река, залив собой все доступные складские площади. Не известно, кто там отвечает за планирование и развитие, но явно эти люди далеки от цивилизованной торговли, раз допустили такой коллапс. Ситуацию усугубляет тот факт, что большинство товаров лежат мертвым грузом и не продаются. Сумасшедшая текучка складских кадров привела к тому, что к товару относятся крайне не бережно, количество некондиционного товара превысило все разумные пределы, не просто так ВБ начал отдавать брак, они просто не в состоянии его хранить и утилизировать, это горы побитого товара, миллионы, наших с вами, рублей.
Так что же делать, когда Вайлдберриз бескомпромиссно меняет условия и ставит в невыгодное положение поставщиков? Советуем не торопиться менять привычную схему работы, лучше возьмите паузу, не торгуйте в минус, не соглашайтесь на эти варварские условия. К сожалению Вайлдберриз понимает только коллективную реакцию, если в таких ситуациях поставщики массово приостановят поставки, хотя бы на пару недель, ВБ снизит давление, они зависят от нас, ситуация, когда склад пустой и нет торговли, гораздо хуже когда склад переполнен. Мы, поставщики, не виноваты, в том, что маркетплейс не в состоянии выстроить нормальную работу, чтобы не было потерь товара, чтобы поставки принимались в срок, чтобы водители не стояли на разгрузке больше суток. В гонке за прибылью они забыли о людях, пора напомнить о себе и своих правах.