На Wildberries, OZON и других маркетплейсах товары иногда часто теряются. Это «норма». И есть ряд причин, объясняющих потери. Давайте разберемся, что происходит с продукцией, поступившей на склад. Также выясним, на каких площадках товарам селлеров продаваться опаснее всего.
В первую очередь отметим, что на российских маркетплейсах ежегодно теряется в среднем до 10 % всех товаров. Страдают продавцы и покупатели, «прогорают» бизнесы. Ситуация плачевная. Чтобы ее исключить, нужно понять, какие причины приводят к потере продукции, которая поступает на склады маркетплейсов.
Причина № 1: складская логистика
Нескончаемые потоки товаров приводят к ситуациям, когда паллеты с продукцией заставляются и добраться до них, не представляется возможным и приемка затягивается на недели. Именно поэтому все паллеты должны быть промаркированы упаковочными листами с датой поставки и наименованием поставщика, чтобы у приемщика было понимание, как долго товар ждет своей очереди.
Случается, что продукция застревает на этапе раскладки на стеллажи или при перевозке на другие склады. В большинстве случаев, такой товар находят и возвращают в продажу, хотя порой приходится ждать несколько месяцев.
Но, бывают ситуации, когда товар принят без расхождений, свободно продается, а потом в какой-то момент, без объяснения причин пропадает с остатков, при этом в отчетах по продажам его нет. Вероятнее всего он попал под инвентаризацию, как правило, для этого закрывают секцию для отгрузки и начинают пересчитывать товары на местах хранения. На это может уйти несколько недель.
В описанных выше случаях товары пропадают массово, если имеют место единичные недостачи, то тут возможны следующие варианты: при приемке кладовщик обсчитался, товар банально положили не в ту ячейку, или забыли в транспортировочном коробе, потеряли на сортировке. За воровством на складах строго следят, так что этот пункт исключаем, наверняка имеют место единичные случаи, но в общей статистике потерь ими можно пренебречь.
Причина № 2: транспортировка
Это возможно на пути к сортировочному центру или на пункт выдачи. Вот события, приводящие к такому сценарию:
— автомобильный транспорт стал участником ДТП;
— идентификационные «маркеры» — штрихкоды повреждены в процессе транспортировки;
— имеют место логистические ошибки маркетплейса.
Последний пункт касается ситуаций, когда поставка идет транзитом в другие регионы на другие склады, случается, что паллеты по ошибке оказываются не в своей машине и обнаруживают это только при приемке. Такие поставки отставляют в сторону для возврата на склад назначения, процесс может занимать несколько недель.
Причина № 3: товар потерялся в пункте выдачи
Факторы риска:
— безответственность сотрудников при разгрузке;
— неправильно принятый товар;
— складирование абы как (потом найти тот или иной заказ покупателя не удается);
— кража (редко, но такое случается; недобросовестных сотрудников быстро находят и с «почестями» увольняют).
Как понять, что товар «осел» на пункте выдачи?
Для этого нужно проявить аналитические навыки и изучить отчетность маркетплейса. На Wildberries, например, можно получить доступ к детализированным отчетам, посвященным реализации товара. Нас интересует отчет № 11 «Отчет по остаткам на складе», смотрим колонку «Товары в пути», тут отображаются позиции, которые заказаны, но не вручены, в том числе те, что потеряли в пункте выдачи.
Причина № 4: ошибки поставщика
При выгрузке продукции на склад маркетплейса он проходит входной контроль, который поможет избежать потерь в будущем, если с товаром что-то не так. И если Озон потом возвращает позиции, которые имеют ошибки, то Вайлдберриз вероятнее всего такой товар пересортит или потеряет.
Рекомендуем поставлять товары с индивидуальными штрихкодами, которые не повторяются у других поставщиков. Потому, что очень часто, такие позиции «падают» на остатки к другому поставщику и благополучно реализуются с его карточек, соответственно и оплата за продажу поступает ему. При этом у вас в кабинете будет числиться недостача по поставке. Вероятнее всего ни сам товар, ни денег за него вам никто не вернет.
Попытки обмануть правила маркетплейса приводят к безвозвратным потерям товара, как только сотрудники, ответственные за поиск товаров, понимают, что проблема случилась из-за нарушения правил поставки и/или упаковки товаров, то перестают искать товар и реагировать на ваши обращения.
На каких площадках товары селлеров теряются чаще всего
С учетом статистики можно утверждать, что «почетный» лидер – это Wildberries. Соответствующий показатель на этой площадке у некоторых поставщиков достигает 10 %. Яндекс.Маркет на втором месте (5%). Лучше всего себя «чувствует» OZON: здесь теряется только 2% товара в среднем.
Напрашивается вопрос. Почему многие продавцы предпочитают именно Wildberries, если все так печально? Потому что на площадке обороты продаж гораздо больше по сравнению с другими маркетплейсами.
Выводы: как селлеру обеспечить сохранность товара и сократить его потери?
Все просто. Достаточно:
— вести грамотный и полный учет товаров, документировать соответствующие процессы и сохранять данные;
— вести фото/видео фиксацию процессов сборки, погрузки и разгрузки товаров на складах маркетплейсов. Фиксировать время и ворота на которые сдается товар;
— своевременно создавать обращения в поддержку, подтверждая свои доводы доказательствами в виде фотографий и документов;
— качественно упаковывать товар, уделять особое внимание надежности знаков идентификации и соблюдать правила маркетплейсов.
Для реализации последнего пункта на помощь придет фулфилмент. Услуги такого плана не являются безвозмездными, однако траты при этом можно считать инвестицией. В будущее. Благодаря ей можно избежать потери собственного товара, сохранить весомую часть прибыли, исключить вероятность того, что продукция не будет доходить до заказчиков.